5395 24-10-2020, 15:31

ЕАЭС: сотрудничество в формате «Большой Евразии»

Казахстан, являясь локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве, неоднократно озвучивал свою позицию относительно необходимости расширения существующих рамок региональных объединений с целью перевода их работы на новый, международный, уровень, без чего любая попытка совместного экономического строительства будет носить половинчатый характер.

«Интеграция интеграций»

Эта точка зрения системно и настойчиво продвигается на протяжении последних нескольких лет руководством страны и постепенно приобретает реальные очертания, находя все новых и новых сторонников. Наиболее очевидно преимущества такого подхода просматриваются на примере сотрудничества Евразийского экономического союза с другими интеграционными объединениями и третьими странами.  

В прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в очередной раз высказал мнение о необходимости активизации работы ЕАЭС «в более широких форматах», включающих в себя «налаживание «интеграции интеграций» и «расширение сотрудничества в формате «Большой Евразии». И уточнил: «Для нас естественными направлениями являются расширение сотрудничества ЕАЭС с ЕС, новый уровень взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс — один путь», углубление экономических отношений с государствами Центральной Азии и АСЕАН».  

Тренд на подобного рода расширение не нов – начало ему положил еще первый президент нашей страны Нурсултан Назарбаев. И здесь уместно вспомнить, что в прошлом году на втором форуме «Пояс и Путь» Елбасы еще раз подчеркнул важность этой идеи и необходимость системных подходов к ее воплощению в реальность. «Экономический диалог между Евразийским экономическим союзом, Европейским Союзом, Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, развитие экономической кооперации в таком формате способно, во-первых, дать мощнейший импульс для развития наших стран, роста экономик и повышения благополучия граждан. Во-вторых, - создать новые источники диверсификации, укрепления конкурентоспособности, улучшения бизнес-климата и повышения инвестиционной привлекательности государств. В-третьих, - трансформироваться в сигнал для повышения глобальной роли Большой Евразии».

Касым-Жомарт Токаев, как свидетельствуют его инициативы и на должности спикера сената, и сегодня, на посту президента, является активным сторонником этих начинаний. Еще в 2017 году он на самом высоком уровне поднял вопрос о будущем Евразии, которое всецело связано с преломлением в регионе интересов ключевых игроков в лице Китая, России, США, ЕС, и отметил вызванную этим необходимость «полноценного вовлечения ЕАЭС в интеграционные процессы на континенте». «Конечно же, это сложная задача, - уточнял тогда Касым-Жомарт Кемелович. -  Мы не будем ее упрощать. Потребуется много времени для достижения данной цели, но без решения этих проблем сложно говорить о свободной торговле, по крайней мере, в этой части мира».

То, что проговаривалось несколько лет назад нашей стороной и казалось многим, в том числе и некоторым партнерам Казахстана по ЕАЭС, всего лишь теорией, все же стало фактом, не требующим доказательств. А если еще точнее, – фактом, требующим безотлагательных решений. И уже не только Казахстан, но и другие члены ЕАЭС, в частности, Россия, берут на вооружение инициативу расширения международного сотрудничества Евразийского союза. В этом смысле очень показательны слова российского президента Владимира Путина о создании Большого Евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других заинтересованных государств и объединений. Отметив, что такой же позиции придерживаются все главы государств-членов ЕАЭС и что он озвучивает консолидированную точку зрения, российский лидер сделал предположение, что «Евразийский экономический союз может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура».

Ключевым в плане активного движения ЕАЭС в сторону более тесных партнерских отношений с внешними игроками – как отдельными государствами, так и блоками – стал 2018 год, когда была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. По сути, этот документ легитимизировал и придал официальный статус не раз озвучиваемой, в первую очередь Казахстаном, идеи интеграции в рамках «Большой Евразии». Как поясняли тогда официальные представители Евразийской экономической комиссии, «идея большого евразийского партнерства подразумевает установление тесных взаимовыгодных экономических связей со всеми странами континента, увеличение вклада ЕАЭС в укрепление сопряженности Европы и Азии, формирование «мегаблоков», то есть создание альянсов между крупными экономиками и межгосударственными объединениями».

Ключевые векторы сотрудничества

За последние несколько лет ЕАЭС удалось серьезно продвинуться в направлении развития внешней интеграции. И с этой точки зрения в первую очередь стоит отметить планомерные шаги по сопряжению ЕАЭС и проекта «Один пояс – один путь».   

Фундаментом практического взаимодействия в рамках этого процесса стало вступившее в силу осенью прошлого года Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. Оно, считают в Евразийской экономической комиссии, будет способствовать упрощении. торговли и ликвидации существующих нетарифных барьеров. Как говорится в распространенном заявлении, «стороны договариваются об ограничении мер таможенного контроля, количества требуемых документов, о возможности декларирования товаров в электронном виде. Также Соглашение закрепило возможность взаимодействия деловых сообществ ЕАЭС и Китая посредством специально создаваемых подкомитетов и ad hoc групп. К сферам отраслевого сотрудничества, закрепленным в Соглашении, относятся сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, информационно-коммуникационная инфраструктура, технологии и инновации, финансы и окружающая среда». И, надо заметить, формат сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и КНР постоянно уточняется и совершенствуется.

В частности, в ближайший понедельник в режиме онлайн пройдет очередной форум по сопряжению двух интеграционных проектов. От Казахстана участие в нем примет министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. Стороны, помимо обсуждения глобальных экономических вызовов и путей восстановления экономик после пандемии, сконцентрируются на вопросах практического взаимодействия ЕАЭС и Китая в таких сферах, как экология и устойчивое развитие, внедрение цифровых решений в процессы логистики и транзита,  развитие суверенных финансовых систем и расчетов в национальных валютах, взаимодополняемость в агропромышленном секторе.

В перспективе ЕАЭС и Китай, как отмечают члены ЕЭК, должны стать «двумя цилиндрами одного мотора, который будет продвигать идеи взаимовыгодного экономического партнерства не только на евразийском континенте, но и на длинном поясе от Латинской Америки до Тихого океана». Но для того, чтобы это стало реальностью, еще предстоит большая работа.

Несмотря на то, что действие санкций западных стран в отношении РФ серьезно осложнило сотрудничество ЕАЭС с ЕС, последний по-прежнему остается главным внешнеторговым партнером Евразийского экономического союза. И стороны, несмотря на существующие барьеры, декларируют желание и дальше наращивать сотрудничество. Правда, ЕС пока предпочитает работать преимущественно в двустороннем формате с отдельными странами-участницами ЕАЭС. В частности, что касается Казахстана, то он стал первым в регионе государством, подписавшим с ЕС расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Произошло это еще в 2015-м. В силу же данное соглашение вступило только в марте текущего года. Как считают в ЕЭК, этот факт «придаст дополнительный импульс развитию взаимодействия ЕС и Казахстана в 29 областях, включая торговлю, международную и региональную безопасность, инвестиции (ЕС является крупнейшим инвестором Казахстана), развитие инфраструктуры, инновации в культуре, спорте и туризме».

Не менее конструктивно развиваются взаимоотношения Евразийского экономического союза с АСЕАН. Два года назад стороны достигли соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере, торговой политике, предпринимательской деятельности, техническом и антимонопольном регулировании.

Расширяя горизонты

В плане развития торгово-экономического сотрудничества с конкретными странами можно отметить вьетнамский вектор. Соглашения о свободной торговле между Вьетнамом, ЕАЭС и его членами было подписано в 2016 году, и с тех пор наблюдается динамика роста объемов экспорта в эту страну товаров, произведенных в Евразийском союзе. Прежде всего, речь идет о зерне, масложировой продукции, продукции птицеводства и животноводства. Этому способствовало то, что Вьетнам отменил для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины на 59 процентов тарифных линий от общей товарной номенклатуры. Применительно к ещё 30 процентам ставки будут обнулены в течение ближайших нескольких лет.

Очень перспективным считается сотрудничество стран-участниц Евразийского экономического союза с Ираном.  Временное соглашение о свободной торговле между ними было подписано в столице Казахстана весной 2018-го. Вступило оно в силу осенью прошлого года, в результате чего между ЕАЭС и Ираном создана зона свободной торговли. Но потенциал сотрудничества очень высок, и это направление предстоит еще системно осваивать, чем, собственно, стороны и заняты. В частности, летом нынешнего года в ходе видеоконференции «Иран-ЕАЭС» стороны достигли договоренностей о расширении норм соглашения и создании дополнительных диалоговых площадок по урегулированию вопросов банковского, транспортного, инвестиционного и торгового сотрудничества. Взаимодействие с Ираном тем более важно, что эта страна, как и ЕАЭС, занимается сопряжением своих интеграционных проектов с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Ожидается, что ее частью в ближайшее время станут более ста иранских проектов. В этих условиях, как считают аналитики, «зона свободной торговли между Ираном и ЕАЭС обретает дополнительный смысл», поскольку появляется возможность формирования новой мощной экономической дуги Китай – ЕАЭС - Иран.

Также стоит отметить, что зоны свободной торговли действуют между ЕАЭС и такими государствами, как Сингапур и Сербия. На стадии переговоров создание аналогичных зон с Кубой, Египтом, Таиландом, рядом других стран.

Кроме того, внешнеэкономическая стратегия ЕАЭС нацелена на развитие более плодотворного сотрудничества с третьим в мире по величине и влиянию интеграционным объединением – МЕРКОСУР. Несмотря на ряд заключенных меморандумов и соглашений, пока взаимодействие ограничивается диалогом и взаимным намерением определить дальнейшие точки соприкосновения. Но потенциал партнерства между ними очевиден.   

Предстоит ЕАЭС наращивать взаимодействие и с Африканским союзом, что тоже считается  одним из перспективных направлений внешнеэкономической интеграции союза. За последние несколько лет стороны достигли ряда договоренностей, но о полноценном сотрудничестве говорить пока рано.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии