СУББОТА, 28 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
2261 Вчера, 12:44

Наращивая количество вузов, мы уронили качество высшего образования ниже плинтуса

Нурсултан Назарбаев не так уж часто высказывается по проблемам высшего образования, но если уж он делает заявления на сей счет, то, образно говоря, попадает не в бровь, а в глаз. Так случилось и недавно, когда глава государства прямо заявил, что в Казахстане неоправданно много вузов.

«Сейчас каждый день приходят в министерство и просят: «Давайте откроем университет». У нас 131 университет, надо их сократить. Нам надо не количество, а качество», – отметил президент страны.

Скорее всего, не все обратили внимание на один принципиальный и не сразу бросающийся в глаза момент в месседже главы государства. Можно предположить, что, помимо всего прочего, он имел в виду то, что создание новых вузов стало своеобразным бизнесом для богатых и влиятельных казахстанцев. Ведь кто попало в министерство не придет и не будет предлагать открыть новый вуз. Помнится, еще в бытность министром образования и науки Бакытжана Жумагулова, взявшего курс на сокращение вузов, шли разговоры о мощном противодействии со стороны «агашек». И хотя это был министр с ощутимым политическим весом и авторитетом в профессиональной среде, ему чинились препоны на этом пути.

Судя по всему, чаша терпения переполнилась, раз уже на самом высоком уровне прозвучало заявление о том, что вузов в нашей стране стало слишком много и что отныне надо делать упор не на количественных параметрах, а на качественной стороне подготовки специалистов. Последнее обстоятельство становится актуальным для отечественной системы высшего образования как никогда раньше. Особенно в контексте нарастающей экспансии в этой сфере со стороны России. Мы уже неоднократно писали об этой новоявленной то ли проблеме, то ли беде. Теперь же она начинает приобретать вполне конкретные очертания.

Буквально на днях по новостным лентам прошла информация, что в нынешнем году в 30 российских университетах для абитуриентов из Казахстана будет выделена квота в 10 тысяч грантов. Поражает и даже восхищает оперативность, с которой российские вузы приступили к реализации этой программы. Начиная с 23 апреля, они в Астане, Алматы, Актау, Жезказгане, Кызылорде, Таразе и Шымкенте начали прием вступительных экзаменов. Любопытно, сколько светлых голов из числа выпускников казахстанских школ не дойдет до отечественного ЕНТ-2018? Не говоря уже о более отдаленной перспективе.

Согласитесь, для страны с 18-миллионным населением отток 10 тысяч толковых и перспективных (а в том, что это именно толковые и перспективные юноши и девушки, можно даже не сомневаться) молодых граждан – это немало. К тому же очевидно, что мало кто из них вернется обратно. Хотя бы потому, что в стране и без того ходят толпы безработных дипломированных специалистов, и добровольно пополнять эту армию вряд ли кто захочет.

Но в любом случае заявление Нурсултана Назарбаева можно считать своевременным и давно ожидаемым. Потому что та вакханалия, которая долгие годы творилась в отечественной системе высшего образования, не могла продолжаться бесконечно. В этом повинно, прежде всего, профильное министерство, которое увлеклось бесконечными новациями и многие процессы пустило просто на самотек.

Даже в конкретно рассматриваемой ситуации есть парадоксальные моменты. Например, сегодня на самом высоком уровне сказано о необходимости сокращения вузов. И это, как мы уже сказали, правильно. Но в то же время в своем выступлении на совместном заседании палат парламента в марте месяце президент объявил о выделении 20 тысяч дополнительных грантов на обучение по техническим и педагогическим специальностям. Как собирается решать эту дилемму Министерство образования и науки, сказать сложно. Тем более что никаких комментариев с его стороны пока не последовало. А если к этому добавить, что, по оценкам экспертов, в прошлом году немалое число государственных грантов именно по техническому профилю остались бесхозными, то ситуация вообще выглядит тупиковой.

Президент страны озвучил свои установки относительно грантов почти два месяца назад. Информация о профильных предпочтениях казахстанских абитуриентов стала известной еще по итогам ЕНТ прошлого года. Время идет, но МОН как воды в рот набрало. А после очередного ЕНТ делать дежурную хорошую мину при плохой игре нет никакого смысла. Потому что поезд уже уйдет. И так из года в год.

То есть налицо если не саботаж, то явное непонимание выдвигаемых президентом страны задач.

А между тем, чтобы сдвинуть с места воз проблем системы казахстанского высшего образования, требуются всего-навсего три вещи. Правда, принципиального свойства.

Первое – повысить качество обучения. И с этой точки зрения в стране есть необходимые наработки. И глава государства дал четкий ориентир, предложив обратить внимание на опыт, аккумулированный в «Назарбаев Университете». «Во всех университетах должен быть научный центр, где должны быть свои исследовательские лаборатории, приближенные к производству. Нужно сотрудничать с бизнесом и выходить на коммерциализацию. Во всех университетах так должно быть», – отметил президент. Кто-нибудь что-нибудь слышал о том, какие конкретные предложения на этот счет выдвинул МОН? В ответ тишина, как на погосте. А за окном, между прочим, уже ХXI век, когда даже в обыденном восприятии наука из категории абстрактного порядка становится чуть ли не повседневной практикой. Во всем цивилизованном мире наука делается в вузовских аудиториях и лабораториях. Как делается наука у нас, показал недавний шумный скандал, связанный с распределением государственных грантов. Поскольку руководству МОН сказать по сути было нечего, оно начало прессовать тех представителей научного сообщества Казахстана, которые осмелились вынести сор из избы.

Второе. Кто был студентом, тот знает, что одним из важнейших условий плодотворной учебы является налаженный быт. А для этого в первую очередь необходимы комфортабельные общежития. В вышеупомянутом выступлении глава государства поручил до конца 2022 года обеспечить строительство новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест, что позволит полностью решить проблему с учетом роста потребностей в ближайшей перспективе. Ждать осталось недолго, каких-то четыре года. Если, конечно, МОН опять что-нибудь не напортачит.

И наконец, третье, самое важное и в то же время самое сложное условие – трудоустройство выпускников вузов. Пока это для нас почти неподъемная задача. Но под лежачий камень вода не течет, и рано или поздно решать ее придется. Однако учитывая рефлексы нашей бюрократии и управленческие традиции, видимо, придется ждать проявления высшей политической воли и на этом направлении. Но может все-таки не сидеть и не ждать у моря погоды, а засучив рукава приступить к изучению передового мирового опыта (хотя бы тех же россиян) и начать по кирпичику выстраивать свою отечественную вертикаль «вуз–производственная практика–трудоустройство»? Глядишь, да что-нибудь и получится. А если не получится, то дальнейшее развитие событий может иметь не самый позитивный характер. Рост численности вроде бы образованной, но не имеющей работы молодежи рано или поздно может катализировать необратимые социальные процессы, последствия которых вряд ли кто возьмется просчитать. А это уже проблема глубокого политического свойства. Достаточно вспомнить, что стало движущей силой так называемой «арабской весны»...

Предложение президента страны имеет еще одну грань. Повышение качества отечественного высшего образования позволит реанимировать репутацию высшей школы, которая за эти годы упала, что называется, ниже плинтуса. И сделать это можно, только пересмотрев государственную политику в этом направлении. Что, собственно, и предлагает глава государства.

Сможет ли МОН выработать инструментарий и наметить пути продвижения к этой цели? Вопрос открытый.



Автор: Мади Алимов

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение