6640 21-07-2017, 00:02

Елжан Биртанов: бег с препятствиями собственного производства

Полгода назад Министерство здравоохранения возглавил Елжан Биртанов – фигура весьма и весьма противоречивая. Мало того что за этой «коронованной» особой уже давно тянутся скандалы и подозрения, так еще и объявленная им очередная реформа здравоохранения, имеющая весьма странные очертания, грозит превратить его в одного из самых непопулярных министров, когда-либо отвечавших за здоровье нации.

Правила «перевода стрелок»

Надо отдать должное: Биртанов в качестве «фасада» Минздрава смотрится органично. Молод, в меру амбициозен, имеет превосходное образование, знает «суть предмета» не только в теории, поскольку имеет богатый опыт практической работы, готов к диалогу. А главное – чуть ли не через слово подчеркивает, что каждый шаг его направлен на защиту интересов населения. Просто чудо, а не министр. Но в чудеса давно уже не верится, тем более что на «фасаде» все чаще стали появляться трещины и червоточины.

Когда наблюдаешь, в каком направлении и какими темпами движется министр Биртанов, все чаще вспоминается академик Сахаров, утверждавший, что «быстродействующие лекарства нетерпеливых лекарей часто опаснее самой болезни».

С одной стороны, рентгеновским зрением Биртанов мастерски сканирует ключевые проблемы отечественной медицины и, не откладывая дело в долгий ящик, тут же выписывает рецепт их разрешения. А с другой стороны, точно так же филигранно и грациозно «переводит стрелки». Накопленные за годы независимости проблемы здравоохранения, если вникнуть в суть предлагаемых им реформ, должны решать кто угодно – акимы, частные компании, население, но только не руководимое им министерство, являющееся частью большого государственного механизма.

При этом опять же надо отдать должное: Биртанов никому не вешает лапшу на уши и откровенно говорит о том, что его инициативы направлены на повышение эффективности системы здравоохранения в условиях ограниченности бюджета. Если дословно, то звучит это так: «Наша цель – повышение эффективности на основе ресурсосберегающих технологий». Под последними, видимо, имеются в виду карманы рядовых казахстанцев и частных организаций, которые министр решил загнать в жесткие законодательные рамки.

Биртанова, конечно же, можно понять. Пик его карьерного роста пришелся не на самый благоприятный в экономическом плане период. Между тем отрасль, по словам самого министра, нуждается в гигантских инвестициях. Только на строительство, реконструкцию и оснащение медицинских учреждений требуется триллион тенге.

«Тучные годы» остались позади, впереди маячат призраки больших и маленьких кризисов. А значит, нужно до предела затянуть поясок. Только вот почему-то затягивается он преимущественно в области шеи, а Биртанов делает вид, что не замечает этого, даже когда очевидное просто лезет в глаза. И такая «слепота» смахивает на хорошо продуманную тактику большого сражения за то, чтобы освободить государственный бюджет от бремени социальных расходов. Правда, как выясняется, пока в его арсенале лишь рюши да мишура. Тем не менее министр собирается выиграть битву и ради этого идет на уловки, которые вполне можно назвать не совсем чистоплотными.

«… и гений парадоксов друг»

Ох, любит Елжан Биртанов как мантру повторять заклинание о строительстве «пациентоориентированной» системы здравоохранения и ее отзывчивости к нуждам населения. Но когда доходит до дела, до прямых доказательств, забывается и начинает противоречить самому себе.

Помнится, как жители Астаны в ходе отчетной встречи Биртанова пожаловались ему на нехватку в поликлиниках врачей, которые, по их словам, предпочли обслуживать ЭКСПО-2017. Но министр лишь развел руками и … посоветовал жалобщикам обращаться к частным эскулапам. «Альтернатива – заплатить самим. Почему вы эту альтернативу исключаете? Люди идут и сами платят. Это временное решение», – заявил он без обиняков. Самое интересное, что ранее Биртанов неоднократно говорил о другом – о том, что «40 процентов расходов граждан идет на частную медицину, в то время как ВОЗ рекомендует, чтобы эта цифра не достигала 20 процентов».

Вообще, министра Биртанова порой сложно понять – он так и пышет несостыковками и парадоксами.

«В ближайшие два-три года система СЭС от контроля массовых инфекций должна перейти в форму, которая позволит решать задачи по контролю массовых заболеваний, таких, как артериальная гипертензия, сахарный диабет, артериосклероз», – ставит он задачу на ближайшую перспективу. И практически тут же в одном из многочисленных своих отчетов вдруг констатирует: «Касательно санитарно-эпидемиологического благополучия было достигнуто снижение заболеваемости по 22 инфекционным заболеваниям, однако отмечен рост заболеваемости сибирской язвой, конго-крымской геморрагической лихорадкой, зарегистрированы четыре завозных случая малярии». Где логика? Вопрос для одноименной программы на российском канале ТНТ.

В преддверии ЭКСПО министр и вовсе пошел вразнос и зафонтанировал идеями. Одна из них сводилась к тому, чтобы столичные медики в срочном порядке овладели английским языком. «Астана – это наша гордость, город международного уровня, – распалял себя и публику Елжан Биртанов. – Скоро нас всех ждет ЭКСПО. Мы хотим, чтобы все здесь себя комфортно чувствовали. А для этого, в первую очередь, должна быть безопасность. Уверенность в том, что медицинская помощь будет оказана. И в работе необходимо придерживаться международной направленности. Я говорю об изучении базовых принципов английского языка».

Неизвестно, бросились ли столичные медики массово «брать языка» за свой счет при достаточно низком уровне заработных плат, да это уже и не суть важно. Важно то, что министр подобными заявлениями сбивается на клоунаду, а это уже никак не красит чиновника столь высокого уровня.

Вообще, по неоднозначности заявлений Биртанов может дать фору любому своему коллеге. Объявляя очередной виток реформы, он как-то заявил, что «люди просто звонят в «скорую помощь» как в справочную службу», загружают линии». И даже привел статистику: «Из полутора тысяч звонков только шестьсот случаев требуют выезда бригады. Девятьсот звонков – это те, которые не требуют выезда специалистов. То есть это внезапное состояние связано с хроническими заболеваниями. Люди не обращаются в поликлиники, а звонят в «скорую», поскольку это удобно. В конечном итоге, когда экстренная помощь нужна – все бригады заняты. А из шестисот вызовов только двести завершаются госпитализацией. То есть только каждый третий случай является действительной угрозой для жизни и требует стационарного лечения».

Конечно, министр – профи, и он, видимо, знает, о чем говорит. Но как быть нам, дилетантам, которые разоряют бюджет, «по пустякам» беспокоя медиков? Как быть тем же хроникам? У них нет третьего глаза, чтобы определить, переживут ли они очередной приступ без посторонней помощи, дотянут ли до утра, до прихода участкового врача. И как понять, что плохое самочувствие вызвано хронической болезнью, а не является экстренным состоянием? Да и их родственники в такие минуты вряд ли думают о том, как бы не «перегрузить линии», чтобы не огорчить невзначай нового министра здравоохранения. Но начавшаяся реформа, видимо, не оставляет им шансов…

Не менее странным выглядит и другое заявление министра – он предложил врачам принимать пациентов индивидуально, в арендованных квартирах: «В рамках модернизации и дерегулирования хотим дать возможность, например, в поликлиниках, врачам общей практики принимать вообще индивидуально. То есть один врач общей практики может снять квартиру на первом этаже или несколько врачей могут объединиться и принимать. Людям это очень удобно, поскольку это будет бесплатно. Это будет покрываться за счет медицинского страхования и будет рядом по месту жительства. И, соответственно, сократятся административные расходы на содержание больших зданий» (поликлиник – прим. авт.).

Как говорится, жираф большой, ему видней. Хорошо, конечно, что не в подворотне, но как быть с анализами и необходимым минимумом исследований, без которых врач, по сути, не может и не должен давать никаких рекомендаций? Ну их на фиг, простите уж за выражение? Если оборудовать такие кабинеты своими лабораториями, то расходы взлетят до небес. Остается только один вариант – несколько остановок до «большого здания». В чем же тогда смысл?

Что ни говори, а содержательными инициативы Биртанова назвать сложно. Конечно, мы и не к такому привыкали, но вот вопрос: стоит ли овчинка выделки?

До основанья мы разрушим, а затем…

Вообще, реформа, проводником которой выступает Биртанов, большей частью общества воспринимается в штыки. Особенно это касается ее главного звена – введения обязательного медицинского страхования. Справится ли новый министр со своей основной миссией, сказать пока сложно. Хотя процесс перехода к ОМС уже стартовал, недавно сам Биртанов признался: «социологические исследования показали, что более 80 процентов населения знают об этом, но половина не верят, что социальное страхование улучшит систему здравоохранения. Мы знаем, что это связано с различными проблемами, которые есть у нас в системе здравоохранения. Надо делать упор на работу по разъяснению социального страхования. Мы усердно работаем над этим вопросом».

Но помогут ли делу одни только разъяснения? Эта идея мариновалась три года, а решение было принято в очень сжатые сроки. Вот и возникает вопрос: окажется ли вкусным пирожок, испеченный из прокисшего теста, сколько его ни рекламируй?

Но министр как настоящий бастык не подвержен влиянию чужого мнения. Он с открытым забралом идет на противника. Например, сегодня, 21 июля, в эфире одного из республиканских каналов Биртанов схлестнется в дебатах с одним из авторитетнейших экспертов – Рахимом Ошакбаевым. Последний «посмел» на своей странице в «Фейсбуке» заявить, что реформу стоило бы отложить на несколько лет, а до этого хорошенько доработать ее.

Конечно, здорово, что министр готов вот так запросто встретиться с оппонентом. Даже больше – сам он и организовал этот спарринг. Но, как говорится, всему свое время. Процесс уже запущен, его не остановить, и как бы ни закончился бой, он изначально не стоит и выеденного яйца…

Странный КПД

Впрочем, с момента назначения Биртанова прошло всего ничего, и оценивать его исключительно по заявлениям, пусть даже достаточно красноречивым, было бы не совсем правильно. Тем более что есть кое-что посущественнее слов.

В феврале с.г. глава государства подверг жесткой критике деятельность «СК-Фармация» и призвал новоиспеченного министра принять необходимые меры, вплоть до увольнения руководства компании. «Выгони всех, кто в «Фармации» сидит сейчас. Выгони! И поставь новых людей, и обеспечь разбирательство, куда деньги деваются. Почему это делается?... Отвечаешь, Биртанов, за это».

И Биртанов «взял под козырек». Как он сообщил позже на пресс-конференции, «четыре управляющих директора и председатель были освобождены от занимаемых должностей. Итого пять человек». Но было ли организовано разбирательство, попытался ли министр обнаружить потайной ручеек утечки бюджетных средств? Весьма сомнительно, на что указывает и разгоревшийся недавно коррупционный скандал. В начале июля по обвинению в неоднократном получении взяток были задержаны и. о. председателя Комитета фармации Министерства здравоохранения Лариса Пак, руководитель Департамента фармации по Павлодарской области Зауре Кажинова, главный специалист Комитета фармации по ЮКО Полат Имамходжаев, главный специалист Комитета фармации Данелия Ибраева. Они подозреваются в получении незаконного вознаграждения за выдачу сертификатов надлежащей производственной и дистрибьюторской практики, а также в хищения бюджетных средств путем завышения стоимости медицинских препаратов, закупаемых в рамках гарантированного объема медицинской помощи.

Какие бы объяснения и комментарии в связи с этой ситуацией ни раздавал сегодня Биртанов, они выглядят, мягко говоря, бледно.

Впрочем, несмотря на самовольную трактовку президентского поручения, пока министр Биртанов «остается в тренде». Его услуги, если он и дальше будет двигаться по намеченной дорожке, еще долго будут востребованы. Ведь в отличие от других членов правительства, нынешний глава Минздрава творит настоящие чудеса. Например, в феврале при корректировке республиканского бюджета он умудрился снизить расходы своего ведомства аж на 8,8 миллиарда тенге. Не стал накапливать запасной жирок и честно признался, что вследствие укрепления национальной валюты денег его большому хозяйству стало требоваться меньше. Но как бы министр не переусердствовал, запуская режим экономии, и как бы жертвами такой экономии не стали больные…

Например, тратить меньше Минздрав будет не только за счет курсовой разницы, но и за счет сокращения стационарной помощи. «В рамках стационарной специализированной медицинской помощи предполагается сокращение расходов на 4 миллиарда 95 миллионов тенге, что составляет 1,3 процента от общей суммы расходов на данный вид медицинской помощи. Впоследствии мы предполагаем сокращение общего количества планируемых пролеченных больных за счет плановой работы по сокращению коечной мощности и снижения госпитализации больных, не нуждающихся в ней»,– заявил он. Согласитесь, это уже совсем другой коленкор…

Впрочем, уже ясно, что Биртанов продолжит гнуть свою линию, воспринимая критику лишь тогда, когда это ему будет выгодно, хотя бы для организации тех же теледебатов. Недаром он предельно ясно дал понять: «Сколько бы мы себя ни критиковали, в динамике у нас хорошие результаты». Хотя на одном из правительственных заседаний тональность его выступления была совершенно иной: «Несмотря на снижение в динамике, показатель детской смертности более чем в три раза превышает показатели стран Организации экономического сотрудничества и развития. Младенческая смертность снизилась с 13,9 в 2006 году до 8,6 на 1000 родившихся в 2016 году. Однако в странах ОЭСР она составляет 6,7 на 100 родившихся в 2016 году. К сожалению, нет существенной динамики снижения материнской смертности за последние годы. В странах ОЭСР показатели материнской смертности – 7 случаев на 1000 родов, тогда как в Казахстане это 12,7 случаев также на 1000 родов».

Вместо послесловия

Конечно, верить или не верить нынешнему главе Минздрава – личное дело каждого. Но, как ни крути, смотрится он на своем посту достаточно странно. Хотя Биртанов дважды занимал пост вице-министра здравоохранения, руководил Нацио­нальным медицинским холдингом, он так и не обзавелся своей командой (если судить по произведенным им кадровым изменениям в министерстве). Реализовывать же столь масштабную реформу со случайной группой товарищей все равно что идти на танки с хворостиной. Это либо от чрезмерной самоуверенности, либо от безысходности. В ситуации, когда на карту поставлено здоровье и благополучие всей нации, ни тот, ни другой варианты, мягко говоря, не вселяют оптимизма.

Еще один очевидный минус нынешнего министра – незнание жизни в регионах. И его подчиненные, взять хотя бы вице-министров, в этом вопросе ему не помощники. Их опыт работы, как и у «шефа», ограничивается двумя столицами, где, как известно, ситуация с развитием здравоохранения сильно отличается от того, что творится на остальной территории Казахстана.

Также сильно смущает заточенность Биртанова на западных стандартах здравоохранения. Если говорить точнее, на американской модели, которая в последние годы вызывает все больше вопросов, в том числе и в самих США. По крайней мере, акцент, который делает наш министр на развитии общественного здравоохранения, профилактической направленности системы, развитии первичной медико-санитарной помощи, как раз намекает на это. Что казахстанцы получат в результате такого «скрещивания», предугадать сложно. Но факты настораживают. По данным ВОЗ на 2013 год, американская медицина является самой затратной во всем мире, при этом США занимают лишь 37-е место по уровню оказания медицинской помощи и 33-е по общему уровню здоровья. К этому стоит добавить недоступность медуслуг для значительной части американцев вследствие их дороговизны. По разным оценкам, порядка 17 процентов населения США не являются участниками страховой системы. Еще для трети населения, как утверждают эксперты, помощь оказывается не в полном объеме.

Но сворачивать с этого пути Биртанов явно не собирается, несмотря на жестокие уроки, преподанные ему в бытность руководителем Национального медицинского холдинга, когда он чрезмерно заигрывал с зарубежными стандартами и партнерами. Похоже, ошибки ничему его не научили. Теперь вот очередь дошла до медицинских вузов, которые Биртанов грозится отдать в управление иностранцам… Как говорится, без комментариев.

Хотим ли мы таких чудес в решете за наши собственные деньги?

Комментарии

Author Еркеназ
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июл-2017, 10:45

Обязательная медицинская страховка - проект, который практикуется в западных странах уже долгое время. Это выгодно. Когда я училась в Вене, платила каждый месяц по 50 евро и зато была уверена в том, что в случае чего мне сделают все бесплатно и качественно. Если работаешь на кого-то, то работодатель оплачивает эту страховку. Если в среднем их зарплата 2500, то 50 составляет лишь 2% от всей суммы, что согласитесь крайне выгодно, чем платить огромные деньги в случае болезни. Надеюсь и у нас это будет доступно для народа.

Author Назира
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июл-2017, 11:01

Міндетті әлеуметтік медициналық сақтандырудың көптеген жақсы жақтарын естіп жатырмын. Алдағы уақытта тек елдің денсаулығына етк көмегін берер

Author Мика
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июл-2017, 12:45

Осы мақаладан кейін жасалмай қалған, ескерілмей жатқан дүниелр қолға алынып, мәндетті медициналық сақтандыру баршаға керек болды деп сенеміз

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-июл-2017, 16:08

Практический НЕЗАВИСИМЫЙ Казахстан признался в своем бессилии, и неспособности обеспечить социальные гарантии бывшие при СССР. Бесплатное высшее образование, и бесплатная медицина, не говоря уже о бесплатном санаторно-курортном лечении и пионерских лагерях.

Предполагаемая реформа в первую очередь ударит по медицине в казахском ауле, т.е. по тому, что создала Советская власть за 70 лет. Аульные больницы окажутся пасынками, из-за отсутствия финансирования.

Author Назгуль
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-июл-2017, 23:06

Ағам көзі ашық, білімді кісі осы медициналық сақтандыруды көп мақтап, жақсы проект екенін үнемі айтып отырады. Аргументтерін естіп, мен де бұны қолдайтындардың қатарына көштім)

Author Врач
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 09:49

Откровенно говоря, автор статьи имеет слабое представление о принципах построения системы здравоохранения и делает жесткие выводы на основе, видимо, подсказок таких же, как автор "недалеких" консультантов от медицины (на это указывает ряд моментов, о которых знают близкие с системой здравоохранения "специалисты").
Много описанных фактов вырваны из контекста, что говорит о предвзятости данной статьи. Например, что касается сокращения бюджета за счет стационарной помощи. Речь идет о том, что проводится перераспределение стационарных услуг на дневные стационары, где себестоимость каждого пролеченного случая будет существенно дешевле. Или, например, иронии по поводу внедрения обязательного социального медицинского страхования - только далекий от этой проблемы человек может делать такие выводы. Уважаемая автор, если Вы пишите об этом, то потрудитесь не поверхностно, а глубже изучить описываемую Вами тему. Система медстрахования имеет более чем 200-летний опыт. И распределение ответственности между государством и людьми за здоровье дает возможность отучить население от потребительского отношения к своему здоровью. При этом гарантии на медицинское обслуживание не защищенным слоям населения, таким как дети, пенсионеры, безработные, инвалиды и др. государство берет на себя.
Таким образом, считаю данную статью предвзятой, поверхностной и направленной на безосновательную дискредитацию не только министра, но всей системы здравоохранения. Уважаемый автор, УЧИТЕ МАТ.ЧАСТЬ!!!!