ЧЕТВЕРГ, 6 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА
28610 14-10-2016, 00:10

Как изменилось отношение казахстанцев к России и ее политике?

Если брать ближайших соседей, то, пожалуй, самое неоднозначное отношение у казахстанцев сложилось именно к России. Нас интересует все, что с ней происходит. Мы часто критикуем ее, но при этом столь же часто ставим в пример. Она притягивает нас и одновременно тревожит. Даже российского лидера мы обсуждаем чаще, чем любого другого.

Неудивительно, что столь пристальный интерес становится причиной раскола в казахстанском обществе. Но кому выгодно выступать «за» Россию, а кому – «против»? И какие чувства на самом деле испытывают наши граждане к северному соседу? Об этом и многом другом мы беседуем с политологом Султанбеком Султангалиевым.

Но для начала немного статистики. Около года назад Центр социальных и политических исследований «Стратегия» обнародовал результаты своего исследования, которое касалось внешнеполитических предпочтений казахстанцев. Как выяснилось, самой дружественной страной наши граждане считают Россию (показатель симпатий не опускался ниже 80 процентов на протяжении трех лет). Практически одновременно американская компания Gallup опубликовала итоги своего соцопроса, по итогам которого Казахстан занял четвертое место среди стран, где авторитет Владимира Путина наиболее высок (72 процента жителей нашей страны поддерживают его политику). Мы обогнали даже братскую для россиян Беларусь. Разумеется, это не могло не вызвать бурной реакции в рядах казахских националистов, которые считают, что на самом деле цифры явно завышенные.

– Султанбек, а как вы думаете, насколько адекватны полученные исследователями результаты?

– К любым цифрам следует относиться критически. Тем более что большое значение имеет выборка респондентов с учетом возраста, национальности, образования и места проживания. Приведенное вами процентное соотношение больше характерно для русскоязычных граждан нашей страны. А если мы возьмем, например, отношение к России со стороны молодежи, проживающей в сельской местности, то цифры будут полярно другими.

Тем не менее, конечно же, поддержка казахстанцами политики Путина, симпатии к президенту России являются распространенным явлением. Причина заключается и в успешном имидже президента РФ, и в том, что Казахстан, по сути, находится в российском информационном пространстве. Телевизионная пропаганда, идущая из РФ, не может не влиять на умонастроения наших граждан. Прибавьте к этому общность истории, особое отношение части казахстанцев к России как к естественному историческому соседу и союзнику, сотни нитей родственных, дружеских и деловых отношений между жителями двух стран.

И это в общем-то взаимно. Вот результаты опроса, проведенного в апреле текущего года фондом «Общественное мнение»: половина из 1500 респондентов в 104 населенных пунктах 53 регионов РФ назвали Казахстан самым дружественным государством.

– Как правило, Россию ругают в основном представители казахской интеллигенции, местные националисты, политологи. Простые же обыватели, как вы уже отметили, смотрят российские телеканалы и симпатизируют политическому курсу Путина. Но только ли в зависимости от российского информационного пространства дело? Быть может, это тоска по «сильной руке»?

– Наша интеллигенция любит брызгать ядом по любому поводу, наверное, считая это своим истинным предназначением. Впрочем, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не работало… По поводу националистов я как-то уже пошутил, что если бы Путин был казахом, то националисты носили бы его на руках. Действительно, российский лидер стремится жестко защищать геополитические интересы РФ, а также российского бизнеса, чего мы совершенно не видим в действиях казахстанских чиновников самого разного уровня.

Что касается нашего общества, то по отношению к российской проблематике оно разделено как минимум на два лагеря – на «нацпатов» и «ватников», и это разделение неминуемо сказывается при обсуждении любой темы, вызывая ожесточенные споры в социальных сетях, в первую очередь на самом политизированном ресурсе – «Фейсбуке».

Казахстанцы крайне восприимчивы к вопросам международной политики при удивительном равнодушии к проблемам собственной страны. Лично я объясняю этот феномен общественного сознания тем, что в условиях полной затюканности политических процессов в Казахстане разочарованные люди тянутся в сферу международных отношений, находя хотя бы в обсуждении таких тем естественную отдушину.

«Ватничество» в Казахстане как разновидность политического мировоззрения существенно отличается от своего российского аналога. Там «ватники» сосредоточены на современной тематике (крымский вопрос, санкции, противостояние РФ и Запада, Донбасс, сирийская проблема) и идеях великодержавности России. Тогда как казахстанские «ватники» больше обращены в историческое прошлое (защита памяти о Великой Отечественной войне, уважительное отношение к советскому периоду в истории Казахстана), а также к вопросам сохранения межнационального согласия в стране и союза Казахстана с Россией.

Феномен популярности Владимира Путина – это тема отдельных исследований политологов, политтехнологов и социологов. Ведь, по большому счету, кроме присоединения Крыма и активной борьбы с международным терроризмом, Кремлю похвастать особо нечем. Проблемы регионального развития, борьбы с коррупцией, эффективности государственного управления в России с каждым годом лишь обостряются. Особо я бы отметил рост шовинистических настроений в российском обществе, что не может не настораживать ближайших соседей РФ. По данным исследования «Левада-центр», проведенного 8 августа нынешнего года, 52 процента россиян поддерживают идею «Россия для русских», а вот здравомыслящих граждан России, посчитавших это настоящим фашизмом, оказалось всего 21 процент.

– А на чем основано негативное восприятие России частью нашего общества? И насколько возросли антироссийские настроения в Казахстане на фоне последних событий – противостояния с Украиной, военного присутствия в Сирии?

– Определенные подвод­ные камни во взаимоотношениях между Казахстаном и Россией существуют. В первую очередь это касается соблюдения экономических интересов Казахстана и казахстанского бизнеса в рамках Евразийского экономического союза. Эту проблему необходимо быстро и эффективно решать, а не замыливать лозунговыми транспарантами в духе «Русский с казахом – братья навек».

Что касается антироссийских настроений в казахстанском обществе, то давайте прежде всего зададимся вопросом: кто их разжигает? Во-первых, это так называемые правозащитники, которые аффилированы с иностранными фондами и выступают в роли агентов влияния Запада в информационной войне. Тут все примитивно просто: кто платит за ужин, тот и завт­ракает девушку. Ни о какой объективности со стороны ревнителей «общемировых демократических ценностей» не может быть и речи. Впрочем, смешно требовать что-либо подобное в условиях ожесточенной информационной войны.

А во-вторых, это казахские националисты – идейные противники России. В этом случае мы видим сплошной винегрет из исторических обид, личных комплексов неполноценности и элементарной русофобии: у каждого пациента, как говорится, свой индивидуальный диагноз.

– Понятно, что недовольство граждан растет и на фоне опасений относительно «имперских устремлений» России, а некоторые провокаторы только подогревают его. Так или иначе это проецируется на русских, живущих в Казахстане. Поэтому следующий вопрос будет несколько щекотливым: а как в действительности чувствуют себя казахстанские русские? И кому выгоден миф о том, что все они хотят покинуть нашу страну? А, может, это и не миф вовсе?

– Безусловно, антироссийские настроения подогреваются и высказываниями отдельных шизофренических персонажей, паясничающих в политическом цирке северного соседа, того же Лимонова или Жириновского. В погоне за симпатиями электората они совершенно не думают о реакции населения сопредельных стран на свои заявления шовинистического и имперского характера, оскорбляющие людей. Не заботит их и то, какой урон столь безответственные заявления причиняют самой России и как это может отра­зиться на этнических русских, проживающих в Казахстане и считающих страну своей Родиной. Если Кремль не хочет осложнений на пустом месте, то неплохо бы отдрессировать отдельных политиканов.

Миф об «имперских устремлениях России» вызывает, конечно, улыбку, но на определенную часть населения, особенно на национал-патриотически озабоченных господ, такая провокация все же действует.

Что касается якобы чемоданных настроений казахстанских русских, то сложно говорить об этом, не имея на руках результатов основательного социологического исследования по данной теме. Замечу только, что из страны уезжают не только представители нетитульных наций, но и этнические казахи…

На мой взгляд, проблема эмиграции носит сейчас в первую очередь социально-экономический характер. Те, кто хотел уехать в силу неприятия суверенитета и независимости Казахстана, покинули нашу страну еще в начале 1990-х. Остались те, кто вне зависимости от своей этнической принадлежности считает Казахстан своей Родиной, но и они, как заметно по социальным сетям, задумываются о переезде. И самое печальное – это то, что мы наблюдаем процесс «утечки мозгов», восполнить который будет очень сложно.

Сам характер эмиграционного процесса может измениться после завершения транзитного периода, когда казахские националисты, ныне дозированно аккуратно давимые Ак-Ордой, могут получить свободу рук. Я отдаю себе отчет в мощном потенциале казахского национализма, особенно на фоне плачевного положения дел в социально-экономическом развитии страны. В условиях, когда не хватает денег и работы, возникает большой соблазн найти виноватых по этническому признаку.

Комментарии

Author АнонимАйгуль
Редактировать / Удалить/ Цитировать
13-мар-2017, 15:47

Ой лукавите, "товарищ" политолог. Уезжают не "мозги", (они, кажется, еще в 90-х уехали в Германию, Израиль и США, а не вовсе в Россию) а в основном, безработные, люди предпенсионного и пенсионного возраста и, так называемые "ватники" . И дело вовсе не в "проклятых" националистах, а в элементарной отсталости и однобокости развития экономики Казахстана, как впрочем, и той самой "встающей" с колен России (два сапога пара -коррупция, отсутствие демократических институтов, не защищенность базовых прав человека, убийства независимых СМИ и т.д)

Author Аноним все равно найдут по IP
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-мар-2017, 01:50

давайте исходить от обратного, а за что обожать россию? даже в экономическом союзе нас кидают и в отличие от белоруссии мы стыдливо молчим, как всегда в роли младшего брата. Любить за то что у нас промыты мозги, и многие казахи до сих пор думают что города нам построили русские, а своего ничего не было и в своем становлении мы до сих пор обязаны матушке россее. От пропаганды страха - пусть лучше с россией чем под китаем или сша, так почему-то весь юго-восток азии, монголия и остальной мир до сих пор не оккупирован ими, а вот нас тут-же раком поставят, и не замечаем что раком уже давно ходим под имперскими амбициями добрых соседей.

Author Uleke
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-мар-2017, 13:45

А за что любить Россию простому народу Казахстана? От того что при трусливой власти Казахстана РФ протащила в кабальных условиях во всякие вредные союзы типа ЕАЭС, ТС...от которых у нас сыпиться рынок нефтепродуктов(где каждый день повышения цен на бензин), легкой промышленности, автопрома, и даже банковский сектор...Эта та страна которая всякий раз ставит палки в колеса в развитии Косм.отрасли Казахстан выставляя астрономические цены за некачественные услуги (будь то запуск Казсатов,или подготовки косманавтов)...и которая ни копейки не компенсировала за все вредные выбросы падения их косм мусоров...или страна которая арендует территорий минимум 4 областей как своих полиговнов и испытаний биооружий...тем самым усуглубляя экология Казахстана....можно еще продолжать бесконечно....

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
24-мар-2017, 22:58

мы боимся России, а наше руководство еще боится российских спецслужб в двойне

Author Шал
Редактировать / Удалить/ Цитировать
30-мар-2017, 15:02

Uleke опубликовал 14 марта 2017 13:45, Вы всё ставите с ног на голову. ЕАЕС -это детище Назарбаева, но виновата у вас Россия. Цены на нефть упали не по прихоти Росии( она сама в шоке от этого.) , а уж цены на бензин в Казахстане - это творчество наших местных бастыков, но по вашему опять Россия виновата. Лёгкой промышленности и автопрома у нас нет и никогда не было. Так, отвёрточная сборка чужих авто и не более того.
В космической отрасли не палки в колёса ставят, а не желают иметь дела с нахлебниками.. Какая космическая отрасль в Казахстане если нет ни научной, ни производственной, ни технологической базы. А это значит, что всё ложиться на плечи России . И Производство ракет, и обслуживание стартовых комплексов, и запуски. А так же управление космическими объектами и слежение за ними, а для этого должна быть сеть станций по всему миру и в океанах, на специальных кораблях, в том числе. Есть всё это у Казахстана? Нет. Кто должен это всё делать??? Оно им надо? Насчёт астрономических цен. Вы хотели бы даром? Но даже КАЗСАТы стоят денег. Купите дешевле у других производителей. Только дешевле нет. Амбиции Казахстана как космической державы - это нонсенс. Ну и что космодром находится на территории Казахстана? Без России это свалка металлолома.
(Вообще ситуация с космосом в Казахстане похожа на вот что. Сосед купил машину. Он построил для неё гараж. Он на ней таксует, он её ремонтирует, а другой сосед предлагает : давай создим совместное предприятие, будем заправлять машину пополам , а прибыль от таксования тоже делить пополам. Вы бы согласились?)
Насчёт компенсации за ущерб экологии. Каждый случай расследуется казахстанской стороной и выявленный ущерб оплачивается Россией по счетам предъявляемым Казахъстаном. Полигонами Россия пользуется тоже не даром и тоже с РАЗРЕШЕНИЯ правительства Казахстана. Много ли платит, мало ли - все претензии по этому поводу адресуйте правительству Казахстана. Не нужно свою неспособность работать перекладывать на кого-то.

Author казах
Редактировать / Удалить/ Цитировать
08-апр-2017, 17:52

врет однако это писака, тоже наверное боится росспецслужб как и вся власть в РК, у всех рыльце в пушку...

Author Балта
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-апр-2017, 23:31

/антироссийских настроений в казахстанском обществе: кто их разжигает? Во-первых, это так называемые правозащитники, которые аффилированы с иностранными фондами и выступают в роли агентов влияния Запада в информационной войне/ - Султанбек, вы верите этой чепухе, или это ваша обязанность?
Еще один вопрос - правозащитники должны быть обязательно аффилированы с Западом, а наш обычный человек, у которого чувство справедливости гипертрофировано не может быть правозащитником, как и любой честный человек с развитым чувства долга?

Author Ахан Абдрахманов
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-май-2017, 11:24

Мне кажется что нас больше угнетает запад, а не Россия. Говорю это как пострадавший от девальвации 2009 года. Мне кажется что Когда Пётр Своик и другие в том числе казахстанские чиновники нам предсказывали что доллар будет равен 400 тенге. Они тем самым подогревали интересы банков скупать валюту. Тогда кредитование прекратилось. Посмотрите на базарах сколько стоит молоко и сколько стоят зубные протезы?75 Нижний или Верхний зубной протез стоит от 30000 тенге. Протезы делаются на западе. Это есть обыкновенный фашизм. Дорогое евро - это обыкновенный фашизм. А то что наши власти мешают производить зубные протезы в Казахстане и России. Это продолжение обыкновенного фашизма.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
31-май-2017, 15:21

В РФ без знания русского языка на работу хорошую устроится невозможно,а наши некоторые граждане жалуются,что во власти,в банках,в полиции,в министерствах у нас одни казахи...а чем мы хуже РФ ? И у нас без знания казахского не устроишься на хорошую работу...дык зачем наши некоторые граждане пишут об этом с обидой ? Учите госязык и устраивайтесь на ХОРОШУЮ работу...ан нет,не хотят учить,проще свалить к соседу !

Author Мияу
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-июн-2017, 07:02

Если ватниками не комфортно жить в казахском обществе, пусть быстрее уезжают. От них никакой пользы для нас, для страны. "Без нас не можете существовать, без кириллицы пропадете" Кем они вообще себя считают? Тоже мне "утечка мозгов" smile

Author АнМейрбеконим
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-июл-2017, 08:45

Уважаемый, о каком Мифе об «имперских устремлениях России» вызывающих улыбку Вы пишите?
То что творит Кремль в Украине (Крым, Донбасс), в Грузии (Южная Осетия, Абхазия), в Молдове(Приднестровье) то же у Вас вызывает только улыбку? Второе, кого Вы имеете ввиду, когда пишите о нашей интеллигенции брызгающей ядом? Вы себя не относите к интеллигенции? И третье, почему Вы не ставите рядом с шизофреническими высказываниями Лимонова и Жириновского выказывания самого Путина о не существовании в истории государства казахов?

Оставить мнение