2519 23-09-2016, 00:10

Почему в Казахстане перестали говорить о молодежной политике?

О молодежной политике в Казахстане нынче почти не говорят, а судить о ней можно разве что по массовкам на торжественных мероприятиях власти, которая, скорее, пытается контролировать молодежь, чем работать с ней. Вот и недавняя передача кураторства над этой сферой от Министерства образования и науки в новое Министерство по делам религий и гражданского общества не сулит особых перемен. Этот шаг эксперты расценивают больше как стремление блокировать религиозные увлечения и протестные настроения молодых казахстанцев, нежели как меру, направленную на раскрытие их потенциала во благо общества и государства.

Даурен Кайсаров, член глобальной организации Global Shapers при Всемирном экономическом форуме в Давосе:«Меньше политики и больше дел»

- Молодежная политика, безусловно, нужна. Но, к сожалению, за последние десять лет это словосочетание превратилось в некий популистский лозунг. К тому же на фоне общего отсутствия доверия к власти со стороны населения любые инициативы в социальной сфере могут казаться заведомо провальными (имею в виду восприятие общественностью начинаний власти).

Тем временем молодежная проблематика в стране еще более обострилась, а вот трезвости в ее оценке стало меньше. А без системных мер и глубокого анализа происходящего можно упустить очень важные аспекты выстраивания конкурентоспособного Казахстана.

- Кто и как должен заниматься молодежной политикой? Правильно ли, что эту сферу передали новому министерству?

- Достаточно сложный вопрос. Могу привести пример Беларуси. Там не только смогли трансформировать старую добрую «советскую школу» на современный лад, но и преумножили достояние ругаемого нами «совка». Я был искренне удивлен, когда узнал о деятельности Белорусского союза молодежи, о том, какие там сильные строительные отряды, которые обеспечивают работой огромную массу молодежи. Тогда как о нашем «Жасыл Ел» без слез сложно вспоминать...

На мой взгляд, в молодежной политике должно быть меньше политики и больше дел. А для достижения результатов предлагаю перейти от «начнем, а война план покажет» к применению методик проектного управления процессами.

Относительно того, кто должен осуществлять молодежную политику... Не имеет значения, что написано на табличке, которая висит на двери в кабинет очередного министра. Как нам известно, политическая трансформация правительства не всегда сопровождается содержательными изменениями в его деятельности.

- И все же, какова в этом роль госорганов и НПО?

- В классическом понимании, госорганы создают условия для развития гражданского, инициативного общества, а неправительственный сектор является проводником и драйвером необходимых для этого процессов. Если мне не изменяет память, в Казахстане зарегистрировано более 40 тысяч НПО (значительная их часть – в Алматы), но реально работают, по имеющимся оценкам, менее 10%.

Зайдите на сайт любого регионального управления внутренней/молодежной политики и посмотрите список исполнителей государственного социального заказа за последние пять лет. Вы увидите одни и те же «прожекты», одни и те же прикормленные НПО – и это из года в год. Вывод очевиден.

И еще один вопрос: чем заняты управления молодежной политики? Половину своего времени они тратят на обеспечение явки студентов и школьников на культурно-массовые мероприятия.

- Работают ли Закон о молодежной политике, не так давно принятая концепция государственной молодежной политики «Казахстан 2020: Путь в будущее» и другие подобные документы?

- Повторюсь, здесь нужно поменьше политики и программ, но больше практического наполнения. Надо просто брать и делать. Кстати, перед тем как положить на стол президента очередную программу или концепцию, кто-нибудь задавался вопросом, сколько их уже написано, не дублируются ли они, не противоречат ли друг другу, каковы механизмы реализации и т.д.?

Резюмируя, хочу сказать, что, на мой взгляд, государственная молодежная политика должна заключаться в том, чтобы было как можно меньше вмешательства в дела молодежи и как можно больше усилий в плане формирования для нее «экосистемы».

Ерсын Кудияров, председатель Восточно-Казахстанского областного общественного объединения «Молодежь за здоровый образ жизни»: «Нет Масимова – нет комиссии?»

- За последние годы правительство пережило ряд реформ: создавались новые министерства, реорганизовывались старые. Как следствие, сферу молодежной политики перебрасывали из ведомства в ведомство. Так, в 2012 году при МОН РК был создан Комитет по делам молодежи, который в 2014 году был преобразован в департамент. Теперь вот кураторство молодежным сектором отдали новому Министерству по делам религий и гражданского общества. Возможно, в этом есть определенные плюсы, однако, на мой взгляд, столь частая смена «крыши» лишь тормозит реализацию молодежной политики - как в техническом, так и в идеологическом плане.

Думаю, должно пройти как минимум полгода, прежде чем эта сфера начнет нормально функционировать в рамках нового министерства (пока работники переедут, поменяют таблички, напечатают новые бланки, распределят обязанности, составят новые планы и т.д.). Разумеется, это не лучшим образом отра­зится на работе с населением, хотя именно в этом и заключается вся суть молодежной политики.

Взять, к примеру, молодежные организации, которые в последнее время взаимодействовали с Министерством образования и науки в том, что касалось каких-то проектов, скажем, проведения молодежных форумов. После смены куратора многое из намеченных планов придется пересматривать. Надо будет по-новому налаживать контакты, разрабатывать программы, выстраивать работу.

А представьте, что через несколько месяцев молодежный сектор перебросят еще куда-нибудь. Что тогда? Снова переезд, адаптация на новом месте и т.п. А когда начнется непосредственно сама работа? Получается, что в ущерб ей мы занимаемся структурными изменениями. Дело ведь не в названии ведомства, а в том, что необходима планомерная и системная работа непосредственно с самой молодежью.

Как известно, во многих странах нет отдельных министерств по делам молодежи. Там все ведомства сообща работают в данном направлении. Эта система налаживалась годами и уже доказала свою эффективность. И я думаю, что нам тоже не помешает перенять этот опыт. Реализацией молодежной политики должно заниматься не одно, а все министерства в пределах своих полномочий.

Кстати, в конце августа в Таразе прошло совещание по вопросам государственной молодежной политики с участием премьер-министра РК Карима Масимова. Там как раз таки было предложено создать межведомственную комиссию по делам молодежи. Интересно, что Карим Масимов не только поддержал эту идею, но еще и пообещал лично возглавить комиссию. Вопрос в том, будет ли она создана после смены должностей в правительстве? Жаль, конечно, если такое хорошее мероприятие окажется напрасным и выдвинутые на нем инициативы не дойдут до исполнения. Хотелось бы, чтобы вне зависимости от проводимых реформ сохранялась преемственность и системность работы.

Чтобы развивать молодежную политику, необходимы три вещи: межведомственное взаимодействие, конкретный план и системная работа. У нас уже есть закон, в котором подробно расписаны полномочия гос­органов. Есть специально разработанная концепция “Казахстан 2020: Путь в будущее”, содержащая план мероприятий. Остается только работать.

Жанболат Мамай, общественный деятель: «Молодежь рискует остаться за бортом»

- Вы правы, о молодежной политике перестали говорить. Добавлю еще, что ею в принципе перестали заниматься. И это очень тревожно.

Казахстан – молодая страна. Средний возраст населения – 26 лет. Как считают исследователи, которые изучали конфликты, имевшие место с 1970-х годов, 80% гражданских войн случались в странах именно с молодым населением. То есть наша страна с точки зрения среднего возраста граждан попадает в число потенциально опасных… Социальная несправедливость, огромная разница в доходах населения, высокий уровень безработицы, отсутствие социальных лифтов – эти и другие факторы могут привести к взрывоопасной ситуации.

Сегодня много таких, особенно среди молодежи, кто хочет уехать из Казахстана и жить за рубежом. Не потому, что они не любят родину, не патриотичны, а потому что нет условий для их развития. Причем за рубеж уезжают как раз таки самые талантливые и сильные личности, которые при инклюзивных, открытых политических и экономических институтах могли бы работать на благо страны.

Поэтому государству нужно серьезно задуматься о проблемах молодежи. Необходимо создавать условия для ее всестороннего развития, в том числе для активного вовлечения ее в предпринимательскую деятельность. Понятно, что без верховенства закона, справедливой судебной системы, доступных кредитов, качественного образования и атмосферы свободы достичь этих целей будет сложно.

В противном случае молодежь может остаться за бортом экономических и социальных преобразований. Как следствие, неизбежно начнется процесс ее радикализации. Молодые люди будут искать справедливость в других институтах - в религии, в экстремистских группах, кто-то начнет незаконными методами брать реванш за свои социальные поражения. Первые примеры мы уже увидели (теракты в Актобе и Алматы).

Реформы в молодежной сфере неразрывно связаны с политическими и экономическими преобразованиями. Только вот сильно сомневаюсь, что они произойдут в ближайшее время, и это еще больше усиливает тревогу.

 

Комментарии