Центральная Азия, как регион, стала зоной столкновения стратегических интересов, как США, так и РФ, напрямую влияющих на вопросы безопасности соседних с регионом РФ, КНР, ИРИ. Запуск интеграционных механизмов в сфере экономики, сотрудничество в военно-политической сфере, могут иметь определенные препятствия в ближайшее время.
Противостояние США с Россией в Центральной Азии уже носит разноплановый характер: дипломатический, политический, экономический. Помимо этого запускаются различные механизмы, имеющие очень опасные последствия для всего региона. Видно постепенное скатывание со временем стран ЦА к опасной черте - политической дестабилизации, или активизации экстремистских групп, этнического фактора с последующим расширением очагов конфликтов.
Условия для этого в принципе подходящие: коррупция, безработица, межэтнические вопросы, водные проблемы, рост радикализации и т.д. И даже если Президенты стран ЦА понимают ситуацию, то часть элиты, возможно не совсем адекватно реагируют на новые вызовы. Ведь, как правило, группировки, достигшие власти, со временем увеличивают свои потребности, что снижает их способность адекватно реагировать на истощение общественных ресурсов, обнищание и деградацию населения, политические реалии. А тучи потихоньку сгущаются.
И на вопрос: Как можно определить политическую прочность режима, если грянет гром? Будь это Кыргызстан, Казахстан или Узбекистан, Таджикистан, помимо политической, военной или экономической составляющей, есть сугубо и человеческий фактор. Именно этот фактор или ресурс определяет лицо общества и государства, его мощь и силу. Это интеллект, образованность, наличие думающей и переживающей за страну части населения, интеллигенции. Возможность консолидировать общество, народ на общей идеи сохранения стабильности, целостности государства, чтобы предотвращать конфликты внутри и не позволять раскачивать лодку.
За последние 15 лет наше кыргызстанское общество очень сильно изменилось, есть положительные сдвиги, есть и негативные. Самое печальное, что упал уровень образованности. Практически нет мыслящей интеллигенции как класса. В Кыргызстане из-за падения уровня общей культуры, практического отсутствия национальной интеллигенции, низкого уровня образования, культуры среди населения, бедности, думающих и рассуждающих, с каждым годом становится все меньше. Конфликтность закладывается внутри самого общества, поделенного на разные группы по региональному, внутри конфессиональному, этническому признакам.
За годы независимости Кыргызстана, власть, в лице высших чиновников, политической элиты, не обращала внимание на процессы в обществе. Не обращало внимание на подготовку и воспитание достойной смены новых поколений в политике. Государство не уделяло внимание интеллигенции, развитию качества образования (школам, университетам), культуре, привитию духовности, нравственности среди подрастающего поколения молодежи. Более того, часто власть (в лице высших чиновников) сама подавала пример в беспринципности, коррупции, руководствуясь правилом - "после меня хоть потоп", ограничиваясь только корыстными интересами в получении прибыли и наживы. Все они обычно сбегали с Кыргызстана, увозя с собой награбленные у государства миллионы. Сегодня же различные люди, не имеющие ни каких-либо критериев, стремятся занять должности в государственных структурах, сулящие материальное и политическое благополучие. Дефицит компетентных молодых кадров во власти, практически отсутствие мыслящей, передовой, национальной интеллигенции, показывает, что сегодня Кыргызстан переживает глубокий кризис.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!